Всё по классике: просто нужно, чтобы сотрудники лучше работали
Компании, признающие важность подходов устойчивого развития для долгосрочного благополучия бизнеса, часто сталкиваются с парадоксом мотивации: сотрудников необходимо мотивировать и вовлекать в процесс зелёной трансформации, хотя, по сути, экологические и социальные инициативы — то, что само по себе должно работать как фактор мотивации.
Получается, что мотивировать к устойчивому развитию означает «причинять добро и наносить непоправимую пользу». Обсудим как поведенческая психология поможет сотрудникам перейти на светлую (в данном случае зелёную) сторон
Устойчивое развитие предполагает долгосрочную, комплексную деятельность и интеграцию sustainability-принципов в стратегию компании и целевые показатели, бизнес-процессы и процедуры. Но, чтобы быть по-настоящему зелёной, компании нужно, чтобы каждый её сотрудник при выполнении своего функционала вёл себя как зелёный.
Таким образом, вопрос мотивации сотрудников к устойчивому развитию сводится к классическому: «Что сделать, чтобы они лучше работали?». При этом «лучше» — означает «соблюдая принципы устойчивого развития», «этично», «экологично».
И тут первое, что приходит в голову — написать заметку на экотему в корпоративную газету, опубликовать пост в соцсетях компании, устроить эколекцию и даже подготовить обучающий курс для портала корпоративного университета.
Но есть маленький нюанс: это не сработает. Сама по себе информация не очень эффективна.
Исследователи (Schultz 1998, Staats et al. 1996) протестировали людей до и после лекции о глобальном изменении климата. Осведомлённость о проблеме увеличились, а вот поведение никак не изменилось. Это исследование показывает, что просто информировать людей об экологических проблемах неэффективно, это не вовлекает в экоповестку.
В психологии окружающей среды (environmental psychology) существует теория запланированного поведения. Она говорит о том, что успех изменения поведения зависит не от известности блогера, которого вы позвали провести эколекцию для сотрудников, а определяется тремя факторами:
- Отношение к проблеме
- Намерение и субъективная норма
- Возможность выполнять это действие
Отношение к проблеме: что я думаю?
Первое, над чем стоит работать, — это отношение к проблеме: считает человек то или иное действие хорошим или плохим.
Например, в одной крупной компании, которая обратилась к нам за устойчивым развитием, в результате глубинных интервью с руководителями выяснилось, что все без исключения считают раздельный сбор отходов бессмысленным — «всё равно всё в одну кучу сваливают». В целом, ничего необычного. «Всё в одну кучу» — самый популярный миф, убивающий желание сортировать ещё на подлёте.
Здесь нужно методично менять отношение, начиная с руководителей. Рассказывать и показывать, как действительно всё устроено. Вместе посчитать, сколько можно сэкономить, превратив отходы в доходы. Свозить на полигон и станцию сортировки (или хотя бы в музей мусора), провести мастер-классы по обращению с отходами. Отработать возражения, показать личную выгоду.
Субъективная норма: что принято думать?
Второе, что влияет на изменение поведения: будет ли человек испытывать социальное давление со стороны других людей и чувство вины.
Если удалось изменить отношение, и топ-менеджмент признает важность устойчивости, необходимо интегрировать её подходы в процессы и процедуры компании. Сотрудников не вдохновляют амбициозные цели, даже если это цели по спасению мира. Сотрудников вдохновляют цели понятные: что конкретно я на своём рабочем месте должен делать, чтобы быть более бережным к природе?
Обеспечить такое понимание, а затем поддержку исполнения — задача руководителей. Как говорится, «хорошо делай — хорошо будет». Этичность и экологичность необходимо последовательно интегрировать в нормативный уровень компании, вшить в KPI и декомпозировать до производственных операций каждого сотрудника. И далее классический performance management, управление по ценностям и работа в короткой петле обратной связи.
Всё это создаёт среду для необходимого уровня социального давления.
Нельзя обойти вниманием необходимость обратной связи. Похвала всегда приветствуется, но становится гораздо более значимой, когда она связана с конкретными примерами и точно указывает, как чей-то вклад работает на пользу устойчивого развития. То же самое относится и к предоставлению корректирующей обратной связи по областям улучшения: держите эту обратную связь персонализированной и действенной.
Важно, чтобы экологичное поведение стало нормой, а отступления от него порицались. Так, в той же компании с руководителями «всё в одну кучу», тем не менее, наблюдается очень ответственное отношение к батарейкам. Их стыдно выбрасывать в помойку. К тому же не так сложно сдать в переработку. И тут наступает время третьего и решающего аспекта.
Возможности: насколько трудно это делать?
Как бы ни тревожили нас вопросы глобального изменения климата и тихоокеанского мусорного пятна, как бы стыдно нам ни было выбрасывать стаканчик из-под йогурта в мусорное ведро, мы будем это делать, если возможности передать в переработку просто нет.
Поэтому, когда речь идёт о повышении устойчивости в компании, технические меры — это третий шаг после глубокой работы с отношением. Устойчивое развитие — это прежде всего адаптивный, а не технологический вызов.
Грамотно организовать процессы — это так же важно. Поступать устойчиво должно быть проще, чем действовать по-старому.
Зачастую экологическое поведение может иметь мало положительных и больше негативных последствий со стороны действий. Например, если каждый раз нужно ходить в другое помещение, чтобы взять черновики для принтера, то эта мера по сбережению бумаги обречена на провал. Это «эко» будет только раздражать. Вот почему важно поставить лоток с черновиками рядом с точкой печати. А ещё разместить рядом визуализацию — простой рисунок, какой стороной класть в принтер оборотку.
Чтобы разумно организовать возможность для проявления устойчивости, незаменимы инструменты бережливого производства. За рубежом ещё 10 лет назад исследователи поставили lean технологии на службу природоохранной деятельности и ресурсосбережению и по такому случаю традиционно прибавили к «lean» приставку «green».